МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА №23




Исследовательский проект
Тема проекта: Дифференциация школьного сообщества МОУ СОШ №23: традиционные перспективы развития




Выполнила: Кузьмина Валерия Владимировна
Ученица 11 «Б» класса
Куратор проекта: Васильцова Ольга Николаевна


Допускается к защите
__________________________(ФИО___________________)
«____»______________20___г.


г. Комсомольск – на – Амуре
2017
Введение:
С самого рождения мы оказываемся под влиянием социальной среды, мы с самого начала не готовы к взрослой и самостоятельной жизни. Чтобы в дальнейшем нам реализоваться как полностью самостоятельному человеку, мы проходим через социальные и духовные институты. Сначала семья, дом и садик, а после - школа. Очень важное значение имеет школа в жизни каждой личности. Она способствует не только получению знаний, но и накоплению жизненного опыта. Взаимоотношение с первым учителем для школьника является одним из самых значимых факторов в его учебной деятельности. Но и не только учитель составляет общее понимание о школе, также в ней и находятся и другие ученики, с которыми ребенку нужно поддерживать контакт, связь и общее взаимопонимание. Но не столько хорошего, сколько плохого влияния оказывают одноклассники на ребенка. Например, каждый сталкивается с оскорблениями, не дружелюбностью, непониманием, но не каждый задумывался о том, что это может привести в дальнейшем к замкнутости личности и боязни общества других личностей.
Все чувства, которые могут проявиться в школе, нужно объяснять ребенку. Как они влияют на него самого, как могут повлиять на одноклассников, родителей и учителей, какой будет правильная реакция на них, а какой будет неправильная и какой вред она может принести.
Важность получения жизненных знаний в школе недооценена. Все примеры из ситуаций в школе раз за разом будут встречаться в жизни ребенка. Это необходимая и ценная информация в жизни. И от того, как и что он будет знать об этой ситуации, будет зависеть ее исход и последствия.
От того, какие отношения будут с одноклассниками, зависят его будущие отношения с коллегами. От отношений с тем, кто нравится – отношения с супругом или супругой.
Все чувства, реакции, поступки идут из детства и школьного времени. Чаще всего схожие ситуации развиваются у одного и того же человека практически одинаково. И в студенческом, и в последующих возрастах сложно что-либо исправить, если не заниматься этим как следует.
Актуальность: В каждой школе происходит расслоение между социальными группами по их интересам, увлечениям и т.д.
Ключевые понятия:
1.Школа
2.Дифференциация
3.Межличностные отношения
4.Формальные группы
5.Неформальные группы
Гипотеза: В МОУ СОШ 23 есть дифференциация школьного сообщества
Цель: выявление проблемы взаимоотношения между детьми и подростками школьного возраста на примере МОУ СОШ23
Задачи:
1) Определить типы проблем в межличностных отношениях подростков
2) Провести анализ проблем, которые возникли у современных подростков в последние 10-20 лет.
3)Провести наблюдение и выявить проблемы взаимоотношений детей в 11-х классах.
4)Сделать выводы как проблемы, возникающие у современных подростков влияют на дифференциацию школьного сообщества.
5)Провести опрос "Влияние школьного сообщества на жизнь подростка: плюсы и минусы"
6)Создать памятку для подростков о том, как стать успешным среди сверстников.
Объект изучения: современные школьники.
Ожидаемые результаты: Нахождение больших и совместных интересов у всех учеников, для дальнейшего их взаимоотношения в коллективе.

Основные понятия:
Школой называется учебное заведение, в котором дети в возрасте 6–17 лет получают общее образование, а также само здание этого учебного заведения.
Дифференциация - это процесс развития, связанный с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни.
Дифференциация - это разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Формальнаягруппа — социальная группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями.
Неформальнаягруппа — социальная общность, формирующаяся на основе межличностных отношений и не имеющая официально утвержденного статуса
Содержание:
Глава I
1.1.Деление общества на формальные и неформальные группы
1.2.Формальные и неформальные группы в организации
1.3.Характеристика формальных групп в организациях
1.4.Характеристика неформальных групп в организации
1.5.Характеристика неформальных групп
1.6.Особенности неформальных групп
1.7.Возникновение неформальной группы и её роль в процессе функционирования организации
1.8.Влияние неформальных групп на организацию
1.9.Характеристика неформальных организаций
1.10.Характеристика формальных групп и особенности формальных групп
1.11.Схематичный механизм образования формальных и неформальных групп
1.12.Критерии различия формальных и неформальных групп
Глава II
2.1.Школа как институт социализации личности
2.2.Школа – воспитательная организация
2.3.Общение:специфика Школьной жизнедеятельности
2.4.Влияние личности учителя на взаимоотношение с учениками
2.5.Влияние школы на удовлетворение потребности ученика
Глава III
Практическая часть
Заключение
Вывод
ГЛАВАI
Разновидности социальных групп
1.1.Деление общества на формальные и неформальные группы
Итак, существует два типа групп: формальные и неформальные. Эти типы групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства.
Выделяют группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты.
§  Группа руководителей состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, находящихся в зоне его контроля (президент и вице-президенты).
§  Рабочая (целевая) группа — сотрудники, работающие над выполнением одного задания.
§  Комитет — группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами. Выделяют постоянные и специальные комитеты.
Неформальная группа — спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления — чувство принадлежности, помощь, защита, общение.
Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Обычно устанавливаются определенные нормы, которые каждый член группы должен соблюдать. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Обычно неформальная организация возглавляется неформальным лидером. Неформальный лидер должен помогать группе в достижении ее целей и поддерживать ее существование.
На эффективность работы формальных и неформальных групп влияют одинаковые факторы:
1.     Размер группы. По мере увеличения группы общение между членами усложняется. Кроме того, внутри группы могут возникнуть неформальные группы со своими целями. В маленьких группах (из 2 — 3 человек) люди чувствуют персональную ответственность за принятие определенного решения. Считают, что оптимальный размер группы 5 — 11 человек.
2.     Состав (или степень сходства личностей, точек зрения, подходов). Считается, что наиболее оптимальное решение могут принять группы, состоящие из людей, которые находятся на различных позициях (т.е. непохожих людей).
3.     Групповые нормы. Человек, который хочет быть принят группой должен соблюдать определенные групповые нормы. (Положительные нормы — нормы, которые поддерживают поведение, направленное на достижение целей.Отрицательные нормы — нормы, которые поощряют поведение, не способствующее достижению целей, например кражи, опоздания, прогулы, употребление спиртных напитков на рабочем месте и др.).
4.     Сплоченность. Рассматривается как мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокий уровень сплоченности группы может повысить эффективность функционирования всей организации.
5.     Групповое единомыслие. Это тенденция подавления отдельным человеком своих взглядов на какое-нибудь явление, с тем чтобы не нарушать гармонию группы.
6.     Конфликтность. Различие во мнениях повышает вероятность конфликта. Последствия конфликта могут быть положительными, так как позволяют выявить разные точки зрения (это ведет к повышению эффективности группы). Отрицательные последствия заключаются в снижении эффективности группы: плохое состояние духа, низкая степень сотрудничества, смещение акцента (придание большего внимания своей «победе» в конфликте, а не решению реальной проблемы).
7.     Статус членов группы. Он определяется старшинством в должностной иерархии, названием должности, образованием, опытом, информированностью и др. Обычно члены группы с высоким статусом оказывают большее влияние на других членов группы. Желательно, чтобы мнение членов группы с высоким статусом не было доминирующим в группе.
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри компании, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.
Формальная группа имеет следующие особенности:
1.     она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели;
2.     она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленной программе.
В формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям.
К формальным группам относятся:
§  Вертикальная организация, объединяющая ряд органов и подразделение таким образом, что каждое из них находится между двумя другими — выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице.
§  Функциональная организация, в соответствии с которой руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ.
§  Штабная организация, характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.
Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта.
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства организации и формальными постановлениями, а членами данной организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями и привычками. Данные группы существуют во всех компаниях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.
Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.
Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.
В зависимости от стиля поведения неформальные группы можно классифицировать так:
§  Просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно- политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность.
§  Асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем.
§  Антисоциальные. Эти группы — самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой — часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.

1.2.Формальные и неформальные группы в организации
В недалеком прошлом конкурентная борьба была сосредоточена в области технического прогресса, но сущность современного бизнеса определяют в первую очередь люди. Каждый работник компании выполняет свою функцию и объединяет свои усилия с коллективными для достижения результата. Ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами.
Руководство организации испытывает удовлетворение, когда организация продолжает своё существование как единое целое. Однако почти всегда стереотипы поведения и отношений членов организации далеко отходят от формального плана руководителей организации.
Неформальные группы, которые образуются в организации, могут при определенных условиях стать доминирующими.
Руководителям среднего звена необходимо примирять требования неформальных групп организации с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость побуждает менеджеров к поиску нестандартных приемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп.


1.3.Характеристика формальных групп в организации
В любой организации функционирует большое количество формальных групп, которые могут создаваться по воле руководителей или по инициативе подчиненных, с целью выполнения задач организации. Теория и практика менеджмента предлагает разнообразные виды формальных групп:
1) Рабочая (целевая) группа – группа внутри предприятия, члены которой работают над одним заданием, задачей, проектом. Целевые группы могут быть специальные и постоянные. Эти группы представляют собой отдельные взаимосвязанные производственные элементы, образующие организацию как систему. При этом важным является то, что задачи каждой из рабочих групп должны быть взаимосвязаны с задачами других структурных подразделений и организации в целом.
2) Руководящая группа (командная группа) – группа управления, состоящая из руководителя и его непосредственных подчиненных, руководителей отдельных подразделений, отделов, бригад.
3) Комитет – группа людей внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания. В состав комитетов входят как руководители разных уровней управления, так и рядовые сотрудники. Иногда комитеты называют комиссиями или советами.
Выделяют два типа комитетов:
1) постоянный комитет, создаваемый как постоянно действующая группа, с целью осуществления конкретной задачи, чаще всего стратегической;
2) специальный комитет, формируемый для выполнения отдельной временной задачи.
Формальные группы могут обладать линейными или штабными полномочиями.
Остановимся более подробно на деятельности комитетов. Особенностью функционирования комитетов в организации является групповой характер принятия решений, эффективность которого определяется рядом преимуществ перед индивидуальной деятельностью, среди которых можно выделить:
- принятие интегрированных, совместных решений;
- увеличение числа альтернатив решения проблем;
- развитие горизонтальных коммуникаций;
- удовлетворение вторичных потребностей работников, являющихся членами создаваемых комитетов;
- рост интеллектуального уровня сотрудников;
- формирование организационной культуры предприятия;
- привлечение рядовых работников к управлению организацией.
Вместе с тем, комитетам присущи и недостатки. Так например, классик теории управления Лютер Гьюлик предлагал ограничить их использование чрезвычайными ситуациями, поскольку считал их слишком чувствительными для регулярного менеджмента. Это связано с тем, что функционирование комитетов вызывает определенные реальные проблемы, к которым можно отнести:
- разделенную ответственность;
- финансовые затраты;
- замедленное принятие и выполнение решений;
- большую численность;
- групповой комформизм.
НорманСигбанд, специалист по управленческим коммуникациям предлагает шесть способов сделать заседание комитетов как можно более продуктивными:
- проводить только те заседания, необходимость которых очевидна;
- каждый раз определять общую цель и последовательность решения задач;
- приглашать на заседания тех кто может быть полезен;
- заранее проводить всю техническую подготовительную работу;
- раздавать всем повестку дня и необходимые материалы до начала заседания;
- начинать и заканчивать заседания вовремя[69].
На наш взгляд, эффективность деятельности советов и комиссий значительно повысится, если будут четко определены их права и обязанности, а также регламентировано время на процесс принятия и реализацию решения.
Прибегать к групповой форме принятия решений исследователи менеджмента советуют, когда группа может выполнить эту работу лучше, чем один руководитель. Ученые приводят ситуации, когда управление с помощью групп может быть предпочтительнее: 1- в случае, если проблема требует большого опыта в какой-то определенной области, то необходима консультативная помощь специалистов для принятия решения; 2 - когдапредлагаемое решение является непопулярным, то использование групп будет способствовать ослаблению недовольства и сопротивления сотрудников организации; 3 - в случае, если нецелесообразно сосредотачивать власть в руках одного руководителя, использование комитетов поможет распределить полномочия между несколькими лицами.
1.4.Характеристика неформальных групп в организации
Неформальная организация — это возникающее стихийно (а не целенаправленно) сообщество людей, которые регулярно взаимодействуют друг с другом для достижения определенных целей. Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов и интересов. Общие характеристики организаций прослеживаются и в неформальной структуре. Но в то же время, есть и специфические:
1) социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Сначала устанавливаются нормы — групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым неформальной организацией и занять в ней соответствующее положение, каждая личность должна принять и соблюдать эти нормы. Естественно, тех, кто эти нормы нарушает, ждет отчуждение;
2) сопротивление переменам. В неформальных организациях всегда наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. В переменах люди усматривают угрозу существованию организации, удовлетворению нужд, общих интересов.
Сопротивление можно ослабить, приглашая подчиненных к обсуждению совместных проблем и к принятию решений;
3) неформальные лидеры. В отличие от формальных лидеров, которые имеют полномочия, определяемые их положением в служебной иерархии, неформальные лидеры определяются признанием группы. Сфера его влияния может выходить за административные рамки формальной организации. В его задачи входит помогать группе в достижении ее целей, поддерживать и укреплять ее.
Причины существования неформальных организаций заключаются в удовлетворении потребностей людей в социальных контактах, в защите, в получении информации и т. д.
Чем хуже удовлетворяет эти потребности формальная организация, тем больше эту функцию на себя берет неформальная и тем значимее становится ее роль.
Процесс развития неформальных групп и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию в группах как позитивных, так и негативных характеристик, оказывающих влияние на деятельность организации в целом.
К числу негативных характеристик неформальных групп относят:
— противоречивые цели;
— ограничение интенсивности и результата;
— конформизм;
— сопротивление изменениям;
— негативные социальные нормы;
— жесткий социальный контроль;
— оппозицию неформального лидера (группы) формальному руководителю (группе).
Преимуществами функционирования неформальных групп являются:
— повышение эффективности деятельности системы в целом;
— облегчение нагрузки на менеджмент;
— обеспечение безопасного выхода эмоций работников;
— улучшение коммуникаций;
— позитивные социальные нормы (коллективизм, творчество, взаимопомощь) и разумный социальный контроль.
Таким образом, неформальная организация может способствовать работе формальной или мешать ей, а задачей менеджера является направление ее активности на формирование и достижение общих целей.
Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными организациями или пытаясь подавить их, руководители часто упускают потенциальные выгоды. В любом случае независимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она существует и с ней нужно считаться. Даже если руководство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно возникнет другая, у которой, возможно, сложится заведомо отрицательное отношение к руководству. Сегодняшние теоретики считают, что неформальная организация может помочь формальной организации в достижении ее целей.
Современные ученые считают, что неформальная группа обеспечит пользу формальной организации при осуществлении следующих действий:
• признать существование неформальной группы и осознать, что ее уничтожение снизит эффективность формальной организации;
• выслушивать мнение членов и лидеров неформальных групп, поощрять тех, кто способствует достижению целей организации;
• прогнозировать возможное отрицательное воздействие изменений в организации на неформальную группу;
• привлекать членов и лидеров неформальной группы к процессу принятия решений с целью ослабления сопротивления переменам;
• формировать эффективную систему коммуникаций, препятствующую распространению слухов.
Неформальные группы играют существенную роль в динамике поведения сотрудников. Основное отличие функционирования неформальных групп в организации в том, что у них отсутствуют официально предписанные цели и отношения. Формальные и неформальные группы существуют параллельно. Однако неформальная структура складывается гораздо медленнее формальной, так как определяется взаимными выборами участников группы. В каждой неформальной группе формируются определенные нормы поведения, происходит распределение ролей и складывается структура межличностных отношений.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:
• эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности;
• способом получения — одни предписываются, другие завоевываются;
• масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограниченна, другая — размыта;
• формализацией — действие в строго установленных правилах либо произвольно;
• мотивацией — на личную прибыль, общее благо и т. п. Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.
Современные исследователи выделяют различные классификации ролей для создания нормально работающей группы. Можно охарактеризовать три типа неформальных ролей сотрудников: творческие, коммуникационные и поведенческие.
1. Творческие роли.
Генератор идей выдвигает принципиальные идеи. Выделяет ключевые проблемы, предлагает альтернативные решения, определяет пути и средства реализации идей.
Капиллятор идей доводит идеи до прикладных решений. Обладает способностью соединения разных идей, разрабатывает технологии использования идей на практике.
Эрудит — носитель энциклопедических сведений по широкому кругу проблем.
Эксперт обладает способностью оценить целесообразность идеи, дать правильный совет по ходу обсуждения.
Энтузиаст личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно.
Критик подвергает критическому анализу работу группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемым идеям.
Организатор увязывает в процессе работы деятельность отдельных нленов группы с позиций достижения конечной цели.
2. Коммуникационные роли.
Лидер — человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающим влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов.
Делопроизводитель выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок и мнений.
Связной связывает на неформальной личностной основе членов групп, иногда конфликтующих между собой. Обеспечивает внешние взаимосвязи группы.
«Сторож» распределяет и контролирует потоки информации, оценивает важность или второстепенность сообщений, доводит их до лидера.
Координатор осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижений конечной цели в контакте с лидером.
Проводник — человек, хорошо знающий географию и историю района, структуру организации и обеспечивающий связь группы с внешней средой.
3. Поведенческие роли.
Оптимист всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы.
Нигилист всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой.
Конформист следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляя «молчаливое» большинство.
Догматик упорно держится известных норм, стоит до последнего на своем мнении, не соглашаясь с рациональным решением группы.
Комментатор фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и в быту.
Кляузник собирает негативную информацию и способствует распространению слухов, часто непроверенных, ложных. Во всем видит личную обиду, готов писать жалобы во все инстанции.
Ученые пришли к выводу, что группа, в которой есть исполнители всех ролей, будет эффективно работать над выполнением любого задания. Также была выявлена зависимость эффективности группы от баланса ролей. Состав группы должен соответствовать заданию, для выполнения которого она создана. Но не во всех группах может наблюдаться полный состав ролей, и не все члены группы полностью могут реализовать свою роль. Поэтому членам команды рекомендовано осваивать навыки работы еще, как минимум, одной дополнительной роли, чтобы группа имела возможность эффективно достичь поставленной цели.
Любая неформальная группа имеет определенную структуру, систему межличностных отношений, согласно которой каждый работник получает свой социометрический статус в организации. Метод измерения отношений внутри группы по социальным критериям был предложен Д. Морено и называется социометрией. Социометрия — это метод, основанный на формулировке так называемых «лобовых вопросов»: с кем бы я хотел провести отпуск, у кого бы я спросил совета, кто мне нравится или не нравится в группе и т. д.
Как правило, предлагается два направления выбора в области совместного труда и в области отдыха.
Социометрический статус работника имеет определенные градации — от положительного через нулевой к отрицательному. Работники, получающие наибольшее количество положительных выборов, пользуются наибольшей популярностью, их именуют «звездами», далее следуют «предпочитаемые», затем «игнорируемые», а если работник не получил ни одного выбора, то его относят к категории «изолированного». При этом членов группы, получивших отрицательные выборы причисляют к «отвергаемым».
Данный метод позволяет также выявить наличие неформального лидера социальной общности, определить характер взаимоотношений между ним и формальным руководителем (если выполнение этих ролей не совпадает в одном лице), а также наличие микрогрупп и характер их взаимоотношений.
Любая группа в организации — это общность людей, каждый из которых в процессе общения может оказывать влияние на других членов группы и сам подвергаться влиянию других. При этом взаимовлияние может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы на личность или личности на группу, исчезает, как только человек выходит из сферы взаимодействия с группой, другие продолжают существовать и, при определенных условиях, превращаются в личностные черты или групповые нормы. Влияние личности на группу осуществляется через ее авторитет, определяемый как официальной, так и неофициальной властью.
Американский ученый А. Бандура, считает, что большинство демонстрируемых людьми форм поведения усвоены, осознано или бессознательно, под влиянием некоторого примера.
А. Бандура провел много исследований, показавших, что люди могут учиться у других. Менеджменту в организации следует учитывать, что процесс научения проходит в два этапа. На первом этапе человек наблюдает, как действуют другие, а затем формирует мысленную картину этого действия и его последствий. На втором этапе человек воспроизводит усвоенный образ действий, оценивает последствия, позитивные для него, основываясь на опыте, повторяет эту схему поведения и в дальнейшем. Учитывая это, руководитель может формировать желательные элементы поведения сотрудников, используя сложившуюся организационную культуру.

1.5. Характеристика неформальных групп
Жизнь группы, ее функционирование находится под влиянием трех факторов:
1.     характеристики членов группы;
2.     структурные характеристики группы;
3.     ситуационные характеристики.
К характеристикам членов группы, оказывающим влияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт.
Структурные характеристики группы включают в себя:
§  коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем и как контактирует);
§  статус и роли (кто какую позицию занимает в группе и что делает);
§  личные симпатии и антипатии между членами группы (кто кому нравится и кто кого не любит);
§  силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние, кто готов слушать и кому подчиняться).
Первые две структурные характеристики относятся больше к анализу формальной организации, остальные — к вопросу о неформальных группах.
На установление дружеских отношений между людьми оказывают значительное влияние несколько моментов:
1.     Личностные характеристики взаимодействующих. Люди любят тех, кому нравятся те же явления, вещи, процессы, которые нравятся им, т.е. люди любят тех, кто похож на них, кто близок им по духу, вкусу и предпочтениям. Люди испытывают влечение к тем, кто имеет одинаковую с ними или близкую расу, национальность, образование, систему взглядов на жизнь и т.п. Потенциально люди со схожими личностными характеристиками имеют больше шансов установить дружеские отношения, чем те, у кого личностные характеристики существенно различаются.
2.     Наличие территориальной близости в расположении этих людей. Чем ближе располагаются рабочие места членов группы, тем выше вероятность того, что они установят дружеские отношения. Это же относится к близости расположения их мест жительства.
3.     Частота встреч, а также от ожидания того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем.
4.     Насколько успешно функционирование группы. В целом успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени, чем неуспешное функционирование группы.
5.     Наличие одной цели, которой подчинены действия всех членов группы. Если члены группы разобщены решением индивидуальных задач, взаимные симпатии и дружественность складываются реже, чем если они работают над решением общей для всех задачи.
6.     Широкое участие всех членов группы в принятии решения. Возможность оказывать влияние на общегрупповые процессы стимулирует развитие у членов группы положительного восприятия коллектива.
Наличие симпатий в отношениях между людьми, наличие дружеских отношений между членами группы оказывает огромное влияние на настроение людей, на их удовлетворенность своей работой, своим членством в группе. Однако нельзя однозначно сказать, что дружеские отношения между членами группы оказывают только положительное влияние на результаты труда и функционирования организации в целом. Если люди, испытывающие дружеские отношения друг к другу, имеют высокую мотивацию к трудовой деятельности, то наличие взаимных симпатий и дружбы способствует существенному повышению результатов их труда и тем самым положительно влияет на функционирование группы в целом. Если же люди слабо мотивированы на работу, то результат будет совершенно противоположным. Они много времени будут проводить в бесполезных для работы разговорах, перекурах, чаепитиях и т.п., постоянно отвлекаться от работы, резко снижая результативность своего труда. При этом они могут отвлекать от работы других, создавая атмосферу безделья и расслабленности.
Ситуационные характеристики группы мало зависят от поведения членов группы и группы в целом. Эти характеристики связаны с ее размером и ее пространственным расположением.
В маленьких по размеру группах возникает больше сложностей с достижением согласия, и много времени уходит на выяснение отношений и точек зрения. В больших группах наблюдаются трудности с поиском информации, так как члены группы обычно ведут себя более сдержанно.
Пространственное расположение членов группы оказывает заметное влияние на их поведение. Выделяются три важных характеристики пространственного расположения индивида, от которых зависят взаимоотношения между человеком и группой. Во-первых, это наличие постоянного или определенного места или территории. Отсутствие ясности в данном вопросе порождает множество проблем и конфликтов в межличностных отношениях. Во-вторых, это личное пространство, то есть то пространство, в котором находится тело только данного человека. Пространственная близость в размещении людей может порождать множество проблем. В-третьих, это взаимное расположение мест. Если человек занимает рабочее место во главе стола, то это в глазах других членов группы автоматически ставит его в позицию лидера. Руководство, зная эти и другие вопросы расположения членов группы, может добиваться значительного эффекта только за счет правильного размещения рабочих мест.

1.6.Особенности неформальных групп
1. Социальный контроль
Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Первым шагом к этому является установление и укрепление норм — групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, человек должен соблюдать эти нормы. Чтобы укрепить соблюдение этих норм, группа может применять довольно жесткие санкции, а тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Это сильное и эффективное наказание, когда человек зависит от неформальной организации в удовлетворении своих социальных потребностей.
2. Сопротивление переменам
Люди используют неформальную организацию для обсуждения предполагающихся или фактических перемен, которые могут произойти в их организации. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации. Реорганизация, внедрение новой техники, расширение производства и, следовательно, появление большой группы новых сотрудников может привести к распаду неформальной группы или к сокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд.
3. Неформальные лидеры
Неформальные организации, также как и формальные, имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы. По существу нет никаких серьезных различий в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных организаций для оказания воздействия. Существенным отличием является только то, что неформальный лидер делает опору на признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения.
Неформальный лидер имеет две первостепенные функциипомогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование. Иногда эти функции выполняются разными людьми. Если это так, то в неформальной группе возникают два лидера: один для выполнения целей группы, другой — для социального взаимодействия.

1.7.Возникновение неформальной группы и ее в процессе функционирования организации

Причиной возникновения неформальной группы в формальной организации является неизбежная ограниченность формальной организации, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации.
Если люди вступают в формальные организации для осуществления целей организации или им нужно вознаграждение в виде дохода, или ими руководят соображения престижа, то принадлежность к неформальной группе может дать психологические выгоды не менее важные для них, чем получаемая зарплата.
В соответствии с классификацией А. Маслоу, первичные потребности — физиологические и потребность в безопасности и защищенности, а вторичные — социальные, уважение и самовыражение. Может ли формальная организация обеспечить удовлетворение всех потребностей в полной мере? Очевидно, нет. Возникновение неформальной организации является следствием естественного стремления человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия.
Самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности. Люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть неудовлетворенными. Возможность принадлежать к группе поддержка с ее стороны тесно связаны с удовлетворенностью сотрудника. И все же, несмотря на то, что потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций сознательно лишают людей социальных контактов. Поэтому люди часто вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести.
Потребность в защите является важной причиной вступления людей в те или иные группы. Хотя в наши дни очень редко можно говорить о существовании реальной физической опасности на рабочих местах, самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые собирались в пивных и обсуждали свои претензии к начальству. И сегодня члены неформальных организаций защищают друг друга от причиняющих им вред правил. Эта защитная функция приобретает еще большее значение, когда начальству не доверяют.
Необходимость в общении возникает потому, что люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. И все же во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации — слухам. Это может удовлетворить потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый доступ к нужной для работы информации.

1.8.Влияние неформальных групп на организацию
Некоторые руководители считают, что неформальная группа — это результат неэффективного управления, однако возникновение данных групп естественно и весьма распространено; они есть в каждой организации.
Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формальной организации. По неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, приводящие к возникновению отрицательного отношения к руководству. Принятые группой нормы могут привести к тому, что продуктивность организации будет ниже той, что определена руководством. Тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов могут задерживать необходимую модернизацию производства. Однако такое контрпродуктивное поведение часто является реакцией на отношение начальства к этой группе. Правильно или нет, но члены группы считают, что к ним относятся несправедливо и отвечают так, как ответил бы любой человек на то, что ему кажется несправедливым.
Такие случаи отрицательной реакции иногда мешают руководителям видеть многочисленные потенциальные выгоды от неформальных организаций. Поскольку для того, чтобы быть членом группы, надо работать в данной организации, преданность группе может перейти в преданность организации. Многие люди отказываются от более высокооплачиваемых должностей в других компаниях, потому что не хотят нарушать социальные связи, которые они приобрели в данной компании. Цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации. Например, сильный дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений, непроизвольных действий руководства. Даже неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации дополняя формальную систему коммуникаций. Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными организациями или пытаясь подавить их, руководители часто упускают эти потенциальные выгоды.
В любом случае, независимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она существует, и с ней нужно считаться. Даже если руководство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно возникнет другая, у которой, возможно, сложится заведомо отрицательное отношение к руководству.

1.9.Характеристика неформальных организаций
Неформальные организации — это незарегистрированные в государственном органе организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам.
Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.
К неформальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли.
Например, четыре рыбака-любителя постоянно в течение ряда лет совместно готовят снасти, выезжают на рыбалку, обсуждают результаты, получают от этого удовольствие. Это неформальная организация, так как налицо все признаки системы — наличие цели, элементов, иерархии, взаимодействия. Роль в обществе неформальных организаций очень велика. В них люди в большей мере могут реализовать свои потребности и интересы, чем в формальной; найти свое место в жизни; испробовать различные варианты поведения, отношений и т.д. Помощь и защита коллег, доступ к неформальным каналам информации (слухам и др.) — основные причины вступления в неформальную организацию.
Однако возможно возникновение неформальной организации внутри формальной. Это естественный процесс, возникающий тогда, когда развитие технологий, профессионализма персонала в организации идет быстрее, чем совершенствование организационных форм, функций, стиля и методов управления. Первый признак рождения неформальной организации в предметной области формальной организации — это появление неформального лидера. Как необходимо поступать руководителю, мы уже рассматривали выше.

1.10.Характеристика формальных организаций
Организации — это основа мира менеджеров и причина существования менеджмента.
Существуют организации двух типов:
во-первых, организации, которые создаются сознательно и целенаправленно для достижения некоторых заранее определенных целей, внутри которых формируются и поддерживаются условия для побуждения их членов к достижению этих целей. Носителями таких целей являются лидеры, которые воспринимают эти цели как свои собственные и для их достижения осуществляют координацию деятельности членов организации;
во-вторых, организации, формирующиеся спонтанно на основе естественной общности целей их участников, участие в которых определяется свободной волей их членов. В этих организациях никто не предпринимает усилий для закрепления возникающей структуры и обеспечения достижения собственных целей. По мере достижения общих целей, послуживших причиной возникновения организации, они могут распадаться, но могут и перерождаться в организации первого типа.
Организации первого типа принято называть формальными. По мнению одного из классиков современного менеджмента Герберта Саймона, под формальной организацией мы понимаем планируемую систему совместных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять. Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают.
Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.
Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Описание: http://www.grandars.ru/images/1/review/id/762/49946e5ea4.jpg
Наконец, еще одна формулировка, хорошо отражающая специфику формальных организаций, гласит, что это есть формальное объединение людей, которое было сформировано для обеспечения достижения совместных целей на относительно постоянной основе (рис.3.2). Это объединение характеризуется очевидными границами, нормами поведения, наличием первичных (межличностных, неформальных) групп, коммуникационными каналами, деятельностью, нацеленной на решение определенных задач и отношениями власти.

1.11.Схематичное демонстрирование механизма образования формальных и неформальных групп

1.12.Критерии различия формальных и неформальных групп
Критерий
Формальные группы
Неформальные группы
Происхождение
создаются организацией
возникают спонтанно
Цели
служат удовлетворению потребностей организации
служат удовлетворению потребностей группы
Источник влияния на поведение группы
положение о подразделении, должностные инструкции
отдельная личность
Направленность влияния
сверху вниз (на группу)
снизу вверх (на организацию)
Характеристика коммуникации
хорошо определена, используются официальные каналы
плохо определена, используются непостоянные каналы
Межличностные отношения
предписываются организацией
возникают спонтанно
Руководитель
назначается организацией
определяется группой


ГЛАВА II
2.1.Школа как институт социализации личности
Школа – важнейшая сфера социализации

Ребенок приходит в школу семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17–18 лет. Здесь он не только учится. Он проживает в образовательном учреждении тот период, когда интенсивно происходит становление его личности, когда он откликается (реагирует) на стимулы, которые не всегда могут быть полезны для его социально-нравственного, личностного созревания. Именно поэтому образовательному учреждению так важно обеспечить удовлетворение потребностей учащихся не только в получении предметных академических знаний, но и иных социальных интересов с учетом возможностей обучающихся, ориентируясь на их психофизиологические и интеллектуальные особенности. Образовательное учреждение способно хоть как-то компенсировать, минимизировать агрессивное, вредоносное воздействие других институтов социализации (социально, нравственно нездоровой семьи, неформальной асоциальной группы сверстников и т.д.), влияние на формирующееся сознание подрастающего поколения средств массовой информации и безудержного нравственного вандализма рекламы. Продуктивные в этом направлении школы включают учащихся в многообразие социальных практик, предоставляя возможность выбора дел по интересам и способностям, обеспечивая адресную педагогическую поддержку и психологическое сопровождение включения детей в коллективную деятельность. Ориентирами для организации этих процессов являются:

• диалогичность и профессиональная направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

• предоставление необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений и осознание персональной ответственности за их реализацию;

• деятельностно-творческий характер учебно-воспитательного процесса;

• предоставление права выбора содержания и способов овладения знаниями, прежде всего в области дополнительного образования;

• предоставление возможностей учащимся для апробирования моделей своего поведения, уточнение их социальноличностной эффективности.

В отечественной социальной педагогике и психологии подчеркивается, что социализация – не пассивный, а активный процесс, в котором важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как субъекта социализации. Поэтому традиционную структуру механизмов социализации (подражание, имитация, "заражение", суггестия (внушение), интериоризации, оспособление, экстериоризация, опривычивание) на основании теории социального обмена следует расширить новым значимым для развития субъекта деятельности и общения механизмом ротации. В процессе "обменных сделок" на основе определения выгод устанавливается вектор, направленность социализации личности. В конечном счете это приводит к ее самоопределению, саморазвитию, которое возможно лишь на определенной стадии развития (в младшем подростковом возрасте), когда сформировались механизмы саморегуляции.

Личность как человеческая индивидуальность, носитель и представитель общечеловеческой сущности есть результат ее собственных усилий во всем главном, принципиальном для ее существования среди себе подобных. Конечно, личность не "саморазвивается" в одиночку, но успех или неуспех всех формирующих, воспитывающих, сопровождающих воздействий зависит от того, сопротивляется или поддается личность этим воздействиям. В то же время никакое единичное саморазвитие невозможно без переплетения с множеством других единичных саморазвитий, без взаимопроникновения этих процессов. Как считает С. И. Гессен, указать и обеспечить путь и механизм социализации – настоящее искусство воспитания. По его мнению, давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор. Именно в этих условиях индивид приобретает стрессоустойчивость, саморегуляцию, способность выхода из сложных жизненных затруднений.

2.2.Школа – воспитательная организация
Понятие «образование» можно определить как минимум двояко, это:
• образование, рассматриваемое как функция и задача государства, характеризующееся системой формализованных признаков (процедура, процесс, ожидаемый результат), Данный подход нашел отражение в определении образования, предложенном в Федеральном законе РФ «Об образовании»: целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, государства, общества, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Обособление данного подхода приводит к формальному пониманию как сущности, так и процесса образования;
• и образование как социально-культурный механизм целенаправленного формирования человеческого качества (образа). Образование – средство трансляции культуры, овладевая которым человек не только адаптируется к условиям постоянно меняющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы задуманного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал мировой социализации.

Результат образования, как полагает классик аналитической философии образования Р. Питерс, – образованный человек, который должен:
• владеть неким целостным объемом знаний, или, иначе, понятийной схемой, а не просто изолированными умениями и навыками;
• быть преобразованным этими представлениями таким образом, чтобы знания, например истории, влияли на то, как человек воспринимает, скажем, архитектуру или социальные институты;
• предпочитать определенные стандарты или нормы, неявно заложенные в освоенных ими способах понимания мира;
• иметь собственную познавательную позицию – способность разместить, например, некое научное понимание в более широком контексте мировосприятия.
Образование как система объединяет:
• систематическое обучение (формальное образование), в том числе школьное, дающее возможность получить «образовательную квалификацию» в соответствии с государственными образовательными стандартами как основного, так и дополнительного образования;
• неформальное или информальное образование (информирование, пропаганда, распространение культуры);
• самообразование.

Одной из составляющих социализации является относительно социально контролируемая социализация, т. е. воспитание. Специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения, он называет воспитательными организациями. К числу таковых, наряду с учреждениями дополнительного образования, детскими организациями, детскими оздоровительными лагерями и т.п., относится и школа.
Социальное воспитание – процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.
Социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.
Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей и девушек, их образования и индивидуальной помощи им.
Воспитательная организация имеет все признаки социальной организации: четкие границы, социальное (ролевое, позиционное) расслоение, иерархию статусов, центральную власть, целенаправленную деятельность, совокупность отношений между членами организации.
По совокупности автономных параметров школа:
• обязательная воспитательная организация (по принципу вхождения человека в нее);
• государственная, негосударственная, частная, конфессиональная (по юридическому статусу);
• муниципальная (по ведомственной принадлежности);
• открытая (по степени открытости—закрытости);
• постоянная (по длительности функционирования);
• разновозрастная с внутренней структурой, традиционно предполагающей одновозрастные объединения (по возрастному составу).

Ведущими функциями школы как воспитательной организации являются:
• культурно-образовательная (культурно-духовное развитие учащихся, формирование грамотных; образованных, социально зрелых людей, просвещение детей, выработка системы знаний и взглядов, приемов решения задач и проблем, формирование навыков — получения знаний, трудовых и т.п.);
• регулятивно-воспитательная (ценностные установки, отношения, позиции, ориентации, мотивация деятельности, формирование мотивационной культуры личности);
• коммуникативная (формализация отношений, ролевого поведения, формирование поля школьного общения);
• организационно-управленческая;
• социально-интегративная (влияет на социальные структуры общества: усиливает сегрегацию, дискриминацию, социальную напряженность или создает, укрепляет и развивает отношения доверия, сплоченности между социальными группами);
• производственно-экономическая;
• общественно-политическая.
В современных условиях школа выполняет новые социолъно-педагогические функции, что обусловлено изменившейся ситуацией социуме, необходимостью усиления влияния на социокультурную ситуацию вне школы. К таким функциям можно отнести: социально-воспитателъную; охраны и укрепления здоровья учащихся в Процессе обучения, социалъно-педагогической поддержки семьи; социально-психологической помощи детям, родителям, педагогам; защиты прав детей', социально-педагогической помощи в жизненном и социально-профессиональном самоопределении школьников, социалъно-культурной адаптации и т. п.
Современная отечественная школа – воспитательная организация, уполномоченная государством реализовывать программы общего образования в процессе одиннадцатилетнего обучения детей в возрасте от 6 – 7 до 17 – 18 лет. В качестве ведущего механизма используется систематическое обучение. Дидактические исследования, предлагая многочисленные модификации сущности обучения, в качестве его ведущих характеристик выделяют следующие:
• передача человеку определенных знаний, умений и навыков;
• целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся – единство процессов научения (преподавания) и учения;
• средство решения задач образования;
• руководимый или организованный процесс познания;
• целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. 
Обучение решает задачи воспитания при условии, что оно:
• проходит в единстве руководства учителя и самодеятельности учащихся;
• проводится по возможности в единстве учета индивидуального развития каждого ученика и развития коллектива;
• осуществляется в единстве перспективы успеха и возможности неудач;
• входит в систему жизнедеятельности учащихся и коллектива.
Систематическое школьное обучение не лишено противоречий, поскольку осуществляется преимущественно путем передачи опыта взрослых. Развитие личности, основанное на следовании заданным образцам, приводит к известному нивелированию, поскольку в процессе его человек выступает преимущественно объектом внешнего воздействия. Последние десятилетия принесли ускорение темпов общественной жизни, кардинальное изменение предметного мира, рост потока информации, а с ним и необходимость постоянно обновлять знания, навыки, ориентации, установки. В этих условиях социальный опыт старших перестает быть определяющим фактором в социализации личности.
Дискуссионным остается вопрос о показателях результативности школьного обучения: должна ли школа формировать у ребенка научную картину мира или обеспечивать ему профессиональную квалификацию, учить мыслить или «готовить к жизни». Путь решения, предлагаемый рекомендациями Государственного образовательного стандарта, задавая ориентиры (академическая составляющая, ведущая к университетскому образованию, и профессиональная, техническая, ведущая непосредственно в мир труда), тем не менее не снимает проблемы.
В настоящее время ожидаемый от школы результат все чаще фиксируется понятием «общая культура». В традиционном смысле под общей культурой понимают багаж знаний, эрудицию, которые позволяют молодому человеку чувствовать себя комфортно в обществе; это багаж для жизни и выживания, необходимый каждому человеку в его взаимодействиях с обществом и миром. Расшифровывая понятие «общая культура», принято выделять основные компетенции, которые должны быть сформированы в процессе систематического обучения в школе.
Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам. Предполагается, что настройка человеческого поведения на бесконечное разнообразие жизненных ситуаций связана с общей способностью мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт в личной биографии, вписывающейся в общую историю. Компетенцию можно рассматривать как возможность устанавливать связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящие для решения проблемы
Компетенции неразрывно связаны с содержанием образования, так как они должны приобретаться в процессе освоения образовательных и учебных программ. В характеристике содержания образования возможно выделить также формализованную и неформальную составляющие.
Формализованная составляющая, определяется образовательными программами. К ним относят программы начального общего образования (I – IV классы); основного общего образования (V – IX классы); среднего (полного) общего образования (X – XI классы); программы дополнительного образования. Данные программы состоят из двух частей. Первая формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы – обязательный минимум содержания образовательной программы) и устанавливается Государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету, обязательному для всех граждан России. Вторая часть создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе.
Современная отечественная школа ведет предметное обучение на основе учебных программ с обязательным соблюдением норм стандарта.

2.3.Общение – специфика школьной жизнедеятельности

Жизнедеятельность — взаимосвязанная совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребности конкретных человека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей более широкой социальной среды и всего общества.

Содержательно жизнедеятельность включает ряд сфер, одна из которых – общение. В рамках школы как воспитательной организации представлено как формальное (опосредованное статусами, ролями), так и неформальное общение. Для более подробной характеристики обратимся к разработанной А. В. Мудриком концепции общения в процессе воспитания.
Общение школьников – обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими для половозрастных ценностных ориентаций учащихся), который происходит в форме диалога школьника с самим собой как сдругим «Я», а также в процессе взаимодействия с другими людьми. Этому обмену свойственны возрастные особенности. Он оказывает как стихийное, так и, в определенной мере, педагогически направленное влияние на становление и жизнедеятельность человека, группы.

Ведущими воспитательными функциями общения являются:
Нормативная – отражает освоение школьниками норм социально-типического поведения, в том числе общественных, этнических, региональных, возрастных, выработку индивидуальных. Нормы, с одной стороны, регулируют общение, определяя о чем, где, с кем и как можно общаться. С другой стороны, в процессе общения с окружающими людьми школьники узнают, интуитивно «схватывают» и усваивают широкий спектр норм, регулирующих жизнь человека в обществе в целом;
Познавательная – отражает приобретение школьниками индивидуального социального опыта в процессе общения. Общение – только ведущий источник и интерпретатор информации, знаний, которые приобретает школьник из других источников. Это один из важнейших факторов развития и укрепления познавательных интересов: в общении с окружающими рождаются сомнения, в общении со сверстниками – потребность разделить убеждения, убедить себя и другого в своей правоте;
Эмоциональная – отражает общение как аффективный процесс. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей. Особая роль эмоционально акцентированного общения очевидна в подростковом и раннем юношеском возрасте: приобретается опыт эмоциональных отношений с людьми, развивается эмоциональное восприятие окружающей действительности;
Актуализирующая – отражает реализацию в общении типических и индивидуальных сторон личности школьника, выступает способом и средством социального утверждения личности. Данная функция становится индикатором эффективности коллективной жизнедеятельности детей и подростков в школе. Там, где есть возможность заявить свое «Я» в общении, крепнут основы группового взаимодействия. Там, где нет удовлетворяющего школьников общения, преобладают «роли» и «маски», все большее число ребят начинают искать необходимое качество общения вне класса и школы.

Детский тип (I – III классы). С приходом в школу происходит своеобразное «свертывание» общения ребенка, что объясняется появлением нового вида деятельности – учебы, переходом в новую социальную ситуацию. Ребенок постепенно осваивает новые социальные отношения в условиях нового коллектива. Ему необходимо разобраться и присвоить правила и нормы общения в процессе учебной деятельности, имеющей своеобразные отличия, а также приспособить уже приобретенные в дошкольном детстве к специфическим условиям школьной деятельности и игры. Происходит существенное изменение состава окружающих, что требует усилий для определения своего отношения к этим людям и установления с ними контакта.
В младшем школьном возрасте содержание общения со взрослыми охватывает все сферы жизнедеятельности детей: процесс учебной работы в школе и дома; информирование взрослых о делах своих и класса; запрашивание информации у взрослых по конкретным вопросам; получение у взрослых оценки за свое поведение и услышанную информацию о себе и своих сверстниках. Оценка взрослым тех или иных сверстников оказывает прямое воздействие на желание ребенка общаться с товарищами. Контакты детей друг с другом возникают преимущественно на основе предыдущего общения; пространственной близости (место жительства, соседство в классе); совместной деятельности и игры. В первом и частично во втором классе содержание общения определяется главным образом учебной деятельностью и игрой. Со второго полугодия второго класса начинает снижаться роль учебной деятельности как содержательного основания общения, расширяться тематика разговоров, обсуждаться общественная деятельность.
Преобладает информационный монолог (умение вести диалог развито слабо), а также товарищеское общение (протекает в рамках классного коллектива и в процессе той жизнедеятельности, которая организуется учителем или возникает спонтанно в среде самих детей). Приятельское общение («дружба») реализуется главным образом в процессе игр, связано в основном с общением лиц одного пола, протекает как в организованной жизнедеятельности классного коллектива, так и вне ее.
По выбору пространства общения младшие школьники подразделяются на две группы:
• ориентированных на общение дома и в школе (им свойственно стремление к уединению, чаще всего связанное с каким-либо предметным занятием, в том числе – фантазирование и игра с вымышленными парт-брами, что дает возможность компенсировать отсутствие приятелей или каких-либо возможностей, привлекательных для них или имеющихся у товарищей);
• ориентированных на общение на улице (характерен широкий круг разновозрастного общения – до 14 человек; ориентация на общение в процессе подвижных игр и различных «мероприятий» – походы в кино, парк, соседний двор и т.п.; меньшее общение со взрослыми).

Подростковый тип. Появляясь у отдельных групп школьников, преимущественно девочек, в III классе, он характерен для учащихся IV – VI классов и сохраняется у части ребят, преимущественно у мальчиков, в II – VIII классах.
Общение протекает главным образом в процессе совместной деятельности, спортивных занятий, игры и т.п. Подросток ожидает от партнеров общности увлечений и практических интересов, помощи в различных ситуациях.
Круг общения состоит из взрослых (родителей, родственников, учителей), сверстников своего и противоположного полов, иногда старших и младших ребят.
Взрослые зачастую не рассматриваются как возможные партнеры по свободному общению, а воспринимаются как источник организации и обеспечения их жизни, причем организаторская функция взрослых воспринимается подростками чаще всего лишь как ограничительно-регулирующая. Последовательно сокращается время общения и количество вопросов, обращенных к учителям и родителям. Задаваемые вопросы касаются в первую очередь организации и содержания жизнедеятельности в тех случаях, когда подростки не могут обойтись без соответствующих сведений, инструкций и санкций взрослых. Уменьшается число вопросов этического характера, а также запросов подростками оценок действий своих и сверстников.
Общение со старшими и младшими ребятами возникает у подростков в процессе жизнедеятельности, организуемой педагогами, и вне ее. Если (подросток в общении с младшими выступает в роли старшего, то это дает ему возможность транслировать имеющуюся у него информацию оригинальную (в то время как в общении со сверстниками она таковой может не считаться). Если для подростка общение с младшим – компенсация дефицита общения со сверстниками, то тогда младший становится заменителем приятеля, и содержание этого общения определяется темами, которые обычно обсуждаются с друзьями. Содержание общения со старшими ребятами по месту жительства задается и определяется интересами старших.
Более всего подростки общаются со сверстниками своего пола, при этом общение подразделяется на товарищеское и приятельское, а в V – VI классах как самостоятельное выделяется дружеское общение. Общение подростка со сверстниками протекает в виде информационных и дискуссионных диалогов. В информационном диалоге подросток стремится получить максимум констатирующей информации о себе как субъекте жизнедеятельности. Темы, связанные с личными проблемами подростков, их отношениями с людьми, обсуждаются преимущественно в событийно-действенном аспекте, с экспрессивными оценками, без аргументации и соотнесения с оценками партнеров. Дискуссии возникают в процессе различных видов деятельности и связаны с ее реализацией. Это, как правило, спор с высоким эмоциональным накалом, весьма поверхностной и нелогичной аргументацией, который редко приводит к общему выводу, а зачастую заканчивается ссорой, чаще всего недолговременной.
Структура общения подростков довольно подвижна, но она различна в классе и вне его. В классе общение подростков идет в составе различных временных объединений, организуемых педагогами для выполнения того или иного дела. Свободное общение в классе и вне его протекает в IV – V классах в приятельских группах нестабильного состава (3 – 4 человека), а к VI создаются, как правило, группы внутри класса (2 – 3 человека) стабильного состава.
Сокращается число ребят, ориентированных преимущественно на общение дома и в школе, а увеличивается – направленных на общение на улице. Появляются подростки, ожидающие общения в связи с деятельностью, которой они занимаются вне дома и школы (в кружках, секциях и т. п.).

Переходный тип. Появляясь у отдельных групп в V – VI классах, характерен для VII – VIII классов, сохраняется у части ребят, преимущественно мальчиков, и в старших классах.
Учебная деятельность, как правило, не является значимой, хотя и занимает основную часть школьного времени; резко меняются увлечения и интересы учащихся. Кризисные явления возникают в сфере общения: со сверстниками своего и противоположного пола, со взрослыми (смена ориентации, меры и направленности эмоциональной вовлеченности и т. п.). Существенную роль может играть характерная для данного возраста застенчивость, которая нередко маскируется развязностью.
Значительное место в жизни старшего подростка занимает поиск общения со сверстниками: стремление выйти за рамки имеющегося круга общения или увеличить степень психологической близости с кем-либо из лиц, ранее входивших в круг общения. Это явление выражается в свободном общении в различных сферах жизнедеятельности. Поиск общения ведет к тому, что старших подростков привлекают сферы жизнедеятельности и такие формы ее организации, которые создают благоприятные возможности для дружбы. Для них особенно привлекательными становятся туристская деятельность, пребывание в лагерях труда и отдыха, общественно полезная деятельность.
Происходят существенные изменения места и содержания общения: на улице, в общественных местах. У направленных на общение в школе и дома резко уменьшается число совместных занятий и время, на них затрачиваемое, увеличивается время, проводимое на улице.
В разговорах старших подростков все большее место начинает занимать их собственное «Я». Обсуждение все большего числа тем начинает связываться с имеющимся индивидуальным опытом, проецированием своего «Я» на интересующую ситуацию, тему. Предпочтение отдается диспутам, тематическим собраниям, ток-шоу и т.п. Появляется новый тип диалога – фактический, который появляется как в свободном общении, так и в общении в различных сферах жизнедеятельности: старший подросток может участвовать в деятельности, познании (иногда и в спортивных занятиях), не вступая в активное содержательное общение с партнерами, а ограничиваясь лишь общением на уровне поддержания контакта.
Возрастает роль дружеского общения, его интенсивность между мальчиками и девочками. Наиболее насыщенно общение происходит в такой деятельности, которая сочетает в себе предметно-практическую и эмоциональную стороны, что позволяет мальчикам и девочкам проявлять себя в общении в соответствии с их половозрастными особенностями.
Со старшими ребятами общаются преимущественно трудные и интеллектуально или физически более развитые мальчики и девочки. Общение со старшими по степени эмоциональной близости подразделяется на приятельское и дружеское и происходит чаще всего вне школы. Общение с младшими сокращено до минимума. У отдельных ребят проявляются новые тенденции – доверительное общение со взрослыми и рост потребности в уединении (как для общения со своим «другим Я», так и для компенсации и целеполагания).
Для структуры круга общения старших подростков характерно сочетание малочисленных групп с довольно стабильным составом и больших компаний.

Юношеский тип. Проявляется у отдельных школьников в VI – IX классах и как тенденция у части ребят в VIII – IX классах, занимает доминирующее положение в старшей школе.
Эмоционально-смысловой доминантой общения юношеского типа является сам старшеклассник как субъект отношений в значимых сферах жизнедеятельности. В центр обсуждения всей этой проблематики вдвигается «Я» старшеклассника, которое анализируется в общении в самых различных аспектах, не всегда явных. И конкретные занятия, в процессе которых идет общение, могут часто служить лишь отправной точкой для анализа, который часто переходит в теоретический план.
Наряду с фактическим, информационным и дискуссионным диалогом развивается исповедальный диалог. Содержанием дискуссионного диалога становятся преимущественно идейно-нравственная проблематика, ситуации нравственного выбора и поведенческие реакции в сфере отношений.
Для юношеского общения типичны состояния ожидания, поиска и наличие дружеских контактов со сверстниками своего и противоположного полов. В старших классах дружеское общение становится типичным. Старшеклассники различают дружбу и приятельство. Они могут входить одновременно в несколько групп: диаду, небольшую приятельскую (5 – 6 человек) и большую компанию (12 – 15 человек). Для общения в этих группах характерно то, что предмет их занятий становится лишь поводом, фоном общения, а содержание последнего старшеклассники совершенно явно связывают с той жизнедеятельностью, в которую включены юноша или девушка в воспитательных коллективах. От содержания, интенсивности, привлекательности и форм проведения занятия зависит объем и интенсивность общения. В школах, где жизнедеятельность организуется с учетом феномена общения, продуктивность общения старшеклассников существенно отличается от этого же показателя в школах, где данный феномен не учитывается: свободное общение отличается связанностью с содержанием и организацией коллективной деятельности, более социально, интеллектуально, ценно содержанием.
Круг общения старшеклассников растет за счет включения в него все большего числа сверстников противоположного пола. Приятельское общение юношей с девушками складывается и в коллективах, и за его пределами; оно основывается на избирательности предпочтений. Развитие приятельского общения в различных коллективах неодинаково; в одних его практически нет, в других оно – очень интенсивно. Это связано либо с содержанием жизнедеятельности коллектива (оно может не предполагать приятельское общение юношей и девушек или даже препятствовать ему), либо со спецификой состава класса и внешкольных связей учащихся.
Увеличивается объем общения со старшими ребятами, а с младшими по возрасту остается незначительным. Среди друзей и приятелей старшеклассников резко увеличивается число тех, с кем они не учатся вместе и не связаны территориальной близостью. Содержание общения со старшими включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, информацию, связанную с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого. Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит главным образом не в получении от них той или иной информации (хотя и этот аспект важен), а в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Однако с реальным доверительным общением со взрослыми у старшеклассников дело обстоит довольно сложно. Оно протекает неравномерно: после периода «приглядывания» происходит стремительная интенсификация общения; по прошествии некоторого срока (от нескольких недель до полугода) интенсивность общения слабеет, ибо вопросы и проблемы исчерпаны.
В старших классах опять происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения. Достигает максимума число юношей и девушек, направленных преимущественно на общение дома и в школе. Некоторая часть старшеклассников предпочитает уединение (прежде всего коммуникативное) как наиболее приемлемый для них вид свободного времяпрепровождения.

2.4.Влияние личности учителя на взаимоотношения с учениками
Личность учителя - это условие формирования личности ученика. (Д. Лиханов)
Сухомлинский отмечал: личность учителя - это сила, которая может побудить ученика ко многому. Любимый учитель воспринимается только положительно, в нелюбимом ученики не видят ничего хорошего.
Выделяют два основных способа педагогического воздействия: прямое и косвенное. В некоторых ситуациях прямое воздействие оказывается негибким и может вызывать равное по силе противодействие ученика. Психологи рекомендуют косвенное воздействие, когда усилия смогут быть направлены на референтное лицо (лидера). Влияние учителя может быть плановым (осознаваемым) и неосознанным. Неосознанное влияние, в свою очередь, выражается в виде фассимитации (выражается в облегчении всего, что может вынести человек при присутствии других в деятельности) или ингибации (подавлении, т.е. обращении внимания на себя: подавление учителя выражается в смущении, речевых "запинках"). Исследования показали, что даже простое присутствие учителя существенно влияет на деятельности учеников. Ученик, попавший в новую обстановку, рассчитывает на психологическую защищенность. По данным Кирючика, 3/4 детей, оказавшись в неблагоприятных условиях, не могут повысить своего статуса до конца обучения в школе.
Таким образом, воспитание и обучение - это, прежде всего, живые человеческие отношения.
Свойства учителей, плохих для учеников:
1. Несправедливость.
2. Нелюбовь к детям.
3. Несдержанность.
4. Лживость.
5. Грубость.
6. Желание унизить ученика.
7. Незнание своего предмета.
Хотят видеть учителя:
1. Внимание к ученикам.
2. Друга-наставника.
3. Любовь к детям.
4. Знание предмета.
Таким образом, хорошим воспитателем быть труднее, чем быть хорошим учителем.
Профессионализм учителя не всегда является условием становления авторитета. Существует мнение, что учительский авторитет есть изначально данное условие работы педагогом. Формирование авторитета - сложный процесс, где условно можно выделить три этапа:
·         учитель - значимый другой как источник информации;
·         учитель - значимый другой как референтное лицо;
·         учитель - значимый другой как авторитетное лицо.
Без первых двух этапов авторитетом для детей не стать. 
Авторитет учителя зависит от степени выраженности его уважительного отношения к учащимся. Авторитет учителя должен постепенно подкрепляться пополнением знаний, совершенствовать методы и методики преподавания, знать психолого-педагогические особенности учащихся и свои собственные, развивать и совершенствовать профессиональные качества личности.

2.5.Влияние школы на удовлетворение потребностей ученика
Одной из наиболее глубоких потребностей, которые испытывает личность в наше драматическое время, является потребность в выработке достаточно определенной, непротиворечивой и целостной концепции современного мира и своего места в нем. В процессе коренных, быстрых и неоднозначных перемен, происходящих в обществе, индивид рискует остаться с дезинтегрированным самосознанием, т.е. с духовным дискомфортом, с неопределенным будущим и с потерей смысла жизни.
Социализация есть результат развития общественного сознания во всей своих проявлениях. В частности, в работе говориться о том, что сегодня общество еще не выработало общей идеологии и концепции своего развития. Понятно, что это сильно сказывается и на процессе социализации. Другими словами, на каких идеалах сегодня надо воспитывать будущее поколение, какие ставить перед ними задачи и цели, каким содержанием необходимо наполнять такие понятия как патриотизм, верность своему долгу, ответственность перед обществом и людьми и пр., что бы обеспечить прогрессивное развитие общества. Эти вопросы очень сложные и ответа во всяком случае конкретного и полного пока нет.
Мы полагаем, что предстоит большая исследовательская работа и в области развития ценностных ориентаций будущих поколений. Насколько индивидуальные, личностные интересы могут быть сопоставимы с общественными и каков механизм их взаимодействия.
Опыт проведенных исследований показывает, что, в частности, необходимо обеспечить:
• Сочетание теоретического анализа, изучения, обобщения с поисками наиболее эффективных путей воспитательного влияния на коллектив и личность;
• Анализ идеи всестороннего воспитания личности в ее историческом развитии, обогащении новыми положениями, постоянно выдвигаемыми жизнью;
• Постоянный учет взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимосвязи всех составных частей, элементов, сторон, аспектов процесса обучения и воспитания.
















ГЛАВА III. Практическая часть
В практической части был проведен социальный опрос учащихся 11 «Б» класса на тему «Формальные и неформальные группы в МОУ СОШ№23».  В ходе работы над проектом выделилось  по данной теме 4 вопроса:
1)Как вы считаете, в вашей школе есть формальные группы? 

2)Как вы считаете, в вашей школе есть неформальные группы? 
3)К какой группе относитесь вы? 
4)Какие отношения выстраиваются в вашей группе?
А. Унижение
Б. Подавление (лидер и остальные члены группы)
В. Поддержка и понимание
Г. Дружба
Ученики, обдумав свою позицию в классе/школе как в общественном социуме, на первый вопрос ответили «да» - 80% учеников, «нет» - 20% учеников.
На второй вопрос ответили «да» - 70% учеников, «нет» - 30 %.
На третий вопрос нужно было ответить к какой группе вы себя относите, на что ученики ответили «к формальным» - 45%, «к неформальным» - 35%, «к обеим» - 20%.
На четвертый вопрос предлагалось 4 варианта ответа, на что ученики выбирали только 2 из 4 вариантов, поэтому ответили на вариант «поддержка и понимание» - 40%, а «дружба» - 60%.
Анализируя результаты социального опроса, можно выявить, что в 11 «Б» классе очень сплоченные, дружные отношения, даже учитывая тот фактор, что ученики себя относят к разным группам.





Памятка «Как стать успешным среди сверстников»
Что нужно человеку, чтобы стать УСПЕШНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ  в будущем
1.     уметь справляться со всевозможными трудностями, мириться с многочисленными противоречиями собственного положения, самокритично оценивать себя.
2.     развивать в себе готовность взрослеть шаг за шагом и становиться все более уверенным, осознавая и оценивая свой личностный потенциал.
3.     уметь ставить долгосрочные цели в личной и профессиональной жизни и твердо идти к ним.
4.     в своих действиях  научиться руководствоваться собственным мнением и собственной ответственностью.
5.     определить для себя, что такое жизненный успех.

Подросток учится быть  более независимым. Это значит, что необходимо:
1.     научиться самостоятельно, принимать решения;
2.     пересмотреть и расширить свою систему ценностей и соотнести ее с важнейшими целями общества;
3.     найти, помимо родителей, новые источники личного и профессионального признания, например, среди сверстников, учителей, других взрослых;
4.     научиться ставить реальные цели в учебе и работе и достигать их.







Заключение
В заключение можно казать, что дифференциация в школьном сообществе МОУ СОШ №23 обязательно присутствует, ученики, как сформировавшиеся личности смело могут себя определить к той или иной группе (имеется в виду к формальным и неформальным). Так же они могут сказать, какие межличностные отношения происходят у них в группах.
На основе этого, к задачам  в практической части я решила составить памятку ученику, которая получила название «Как стать успешным среди сверстников». Целью этой задачи было помочь ученикам лучше реализоваться в обществе, не имея никаких проблем связанных в взаимодействии со сверстниками и т.д. В эту памятку включается две главы :
1)Что нужно человеку, чтобы стать успешным человеком в будущем
2)Подросток учиться быть более независимым. Это значит, что необходимо:…
По моему мнению, это поможет ученику и в настоящем, и в будущем.















Вывод
В ходе работы над проектом были поставлены цели и задачи, вследствие чего они были решены.
Целью являлось: выявление проблем взаимоотношения между детьми и подростками школьного возраста на примере МОУ СОШ№23. Для осуществления этой цели была составлена мною теоритическая часть в две главы, где в первой подробно демонстрируются проблемы межличностных отношений, взаимодействие в группах и организациях, подразделение общества на формальные и неформальные группы, их образование, объяснение их особенностей и выявление характеристик, а также был решен вопрос:  как эти группы влияют на социум. Далее во второй части я изучила школу как институт социализации личности, влияние учителя на взаимоотношение с учениками, удовлетворяет ли школа потребности ученика и выявила, что школа является воспитательной организацией.
К задачам относилось провести социальный опрос для выяснения как ученики думают, к какой группе они относятся и какие отношения у них происходят у них в группе. Второй задачей было составление памятки «Как стать успешным среди сверстников», целью которого было помочь ученикам лучше реализоваться в обществе, не имея никаких проблем связанных в взаимодействии со сверстниками и т.д.
Из этого всего мы можем сделать общий вывод, основывающийся на школьном сообществе МОУ СОШ№23, что дифференциация в любом случае будет присутствовать в обществе/организации, т.к. социальная дифференциация заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальная же однородность приведет общество к гибели.



Памятка «Как стать успешным среди сверстников»

«Как стать успешным среди сверстников»


1.Уметь справляться со всевозможными трудностями, мириться с многочисленными противоречиями собственного положения, самокритично оценивать себя.
2.Развивать в себе готовность взрослеть шаг за шагом и становиться все более уверенным, осознавая и оценивая свой личностный потенциал.
3.Уметь ставить долгосрочные цели в личной и профессиональной жизни и твердо идти к ним.
4.В своих действиях  научиться руководствоваться собственным мнением и собственной ответственностью.
5.Определить для себя, что такое жизненный успех.
6.Научиться самостоятельно, принимать решения;
7.Пересмотреть и расширить свою систему ценностей и соотнести ее с важнейшими целями общества;
8.Найти, помимо родителей, новые источники личного и профессионального признания, например, среди сверстников, учителей, других взрослых;
9.Научиться ставить реальные цели в учебе и работе и достигать их.




Комментарии